Во времена Советского Союза по стране распространялись слухи о священнике-хирурге, отличавшемся мастерством владения скальпелем и читающем молитвы перед каждой операцией. Он носил генеральские погоны и во время Великой Отечественной войны управлял Сибирским госпиталем. Никто не мог заставить его отказаться от священства и снять рясу. В один момент его вызвали в НКВД, и две недели пытались уговорить снять рясу, но он лишь ответил: «Рясу вы снимете только с моей кожи». Легенды о его жизни становились все более романтическими; после смерти любимой жены он стал монахом, оставшись с четырьмя детьми.
Неудивительно, что он привлек внимание Сталина, но не мог избежать арестов и пыток. Этот высокообразованный хирург проявлял невероятное мужество перед лицом угроз, однако однажды сильно испугался детского одеяла.
Весной 1904 года, во время Русско-японской войны, Валентин Войно-Ясенецкий, только что окончивший медицинский институт, попал в Читинский военно-эвакуационный госпиталь в составе Красного Креста. Именно там он стал настоящим врачом, проводя до десяти операций в день, по 12 часов в операционной. Это место стало его универсальным медицинским обучением.
Ситуации, с которыми он сталкивался на фронте, требовали мгновенных решений, и он выполнял уникальные операции на костях и суставах. В Чите он не только заявил о себе как о выдающемся хирурге, но и встретил любовь — скромную сестру милосердия Анну Ланскую, с которой позже обвенчался. В то время в Западной Европе находились на более высоком уровне медицинские практики, включая метод регионарной анестезии, в то время как в России медицинские операции часто проводились без анестезии на уровне нехитрых ухищрений.
Войно-Ясенецкий посвятил свою жизнь разработке методов обезболивания и защитил докторскую диссертацию на эту тему, а его книга стала культовой в медицинских кругах, заслужив премию Варшавского университета.
Однако внезапно в его семью пришла беда: сестра Анны вернулась из Крыма с одеялом, в котором была привезена смерть. Через две недели Анна заразилась туберкулезом, и Валентин, стремясь спасти её, выехал с ней в Ташкент, где считалось, что сухой климат способствует оздоровлению.
Ввиду политических нестабильностей Гражданской войны, в Ташкенте Валентин спас жизнь тяжелораненому казацкому есаулу, и за его защиту его арестовал НКВД. Удивительным образом ему удалось избежать расправы благодаря местному большевистскому руководителю, которого он спас ранее.
Однако это событие очень сильно сказалось на здоровье Анны, и в конце концов она умерла от туберкулеза. Смерть жены стала для Войно-Ясенецкого роковым моментом. Он принял священнический сан и занялся лечением людей, продолжая свои операции.
В начале 1920-х годов его веру и преданность профессии несмотря на явные риски было трудно скрыть. Он отменил значимые обряды, расширив свое служение в обществе, однако вскоре его все равно привлекли к ответственности за веру, и Войно-Ясенецкий подвергся аресту и допросам.
Невзирая на все испытания, его авторитет в медицинской области продолжал расти, и даже аресты не смогли погасить его стремление помогать людям. После войны, даже после потери зрения, он продолжал работу, демонстрируя великолепное мастерство и самоотречение.
Когда 11 июня 1961 года епископ Лука Крымский ушел из жизни, местные власти пытались затушить известие о его смерти, однако верующие восстали и не позволили избежать похоронной процессии. Его жизнь была ярким примером служения человечеству, что стало основой для новых наград, учрежденных уже в наше время.
Таким образом, история Войно-Ясенецкого сохраняется как свидетельство мужества и преданности, и его жизнь продолжает вдохновлять врачей по всему миру, а его наследие остает важной частью медицинской истории и православной веры.
Добавить комментарий