**Восставший из руин: как фашисты уничтожили Петергоф в начале войны**
Петергоф, загородная резиденция русских императоров, — одна из самых величественных и роскошных достопримечательностей окрестностей Петербурга. История этого грандиозного комплекса началась в 1715 году, когда Петр I задумал создать место, которое бы по красоте и изяществу превзошло знаменитый французский Версаль. За два века здесь были разбиты великолепные парки, построено около двух десятков дворцов, а также многочисленные павильоны. Особое украшение ансамбля — более 150 уникальных фонтанов, которые стали визитной карточкой Петергофа.
К началу Великой Отечественной войны дворцово-парковый ансамбль Петергофа был в идеальном состоянии благодаря масштабной реставрации 1920–1930-х годов. Популярность комплекса росла с каждым годом, и в 1940 году его посетило свыше двух миллионов человек. Летний сезон 1941 года должен был начаться 22 июня с традиционного народного гулянья “Белые ночи”. Однако в этот день на сотрудников музея легли совершенно другие задачи: с началом войны Петергоф пришлось превратить в объект обороны и одновременно заняться спасением его культурных ценностей.
Уже в первые недели началась срочная эвакуация музейных сокровищ. Сотрудники музея в кратчайшие сроки классифицировали предметы, подлежащие вывозу в первую очередь, снимали со стен картины, упаковывали фарфор, фаянс, хрусталь, декоративные ткани и другие ценности. Из более чем 4000 экспонатов, хранившихся только в Большом дворце, удалось вывезти порядка 2000. Однако времени катастрофически не хватало. Многие предметы пришлось укрывать на месте: паркеты в Большом дворце застилали коврами и засыпали песком, мебель отодвигали от стен и тщательно укрывали, а в каждом помещении оставляли ящики с песком и исправные пожарные шланги.
К сентябрю 1941 года, когда немецкие войска вошли в Петергоф, часть ценностей всё ещё оставалась в музее. Некоторые экспонаты, включая скульптуры с Большого каскада, укрыли в тоннелях под дворцом и в гротах. Демонтаж уникального убранства фонтанов начался практически сразу после начала войны. Самые ценные статуи, созданные выдающимися скульпторами, такими как М. Козловский, Ф. Шубин, И. Мартос и другие, подготовили к эвакуации. Однако только “Персей” работы Щедрина был доставлен в Ленинград, а позднее сохранён в Исаакиевском соборе. Остальные упакованные статуи провели всю блокаду на товарной станции Октябрьской железной дороги.
Скульптуры, которые не успели эвакуировать, прятали в земле или в подземных укрытиях. Так, бронзовые фигуры с Большого каскада уложили на рейки в тоннеле, заделали вход и засыпали его землёй. Мраморные статуи, ввиду их хрупкости, были закопаны неподалёку от своих первоначальных мест. Часть этих укрытий сохранилась, но многие экспонаты, такие как барельефы, маскароны и фигуры Самсона и Тритонов, бесследно исчезли.
Наиболее трагическую судьбу пережил Нижний парк. В первые дни оккупации в Большой дворец попал снаряд, вызвавший сильный пожар, который бушевал три дня. Немцы строго запретили тушить огонь под страхом расстрела. Нижний парк был практически стёрт с лица земли: его фонтаны, павильоны и скульптуры были уничтожены или разграблены.
Несмотря на усилия сотрудников, значительная часть декоративно-прикладного искусства, спрятанная в подвалах дворца, пострадала от пожаров или была разграблена. В эвакуацию удалось отправить несколько эшелонов с музейными коллекциями. Среди спасённых реликвий оказались экспонаты из дворцов Монплезир, Марли и Эрмитаж, а также предметы Особой кладовой. Часть ценностей перевезли в Горький, а затем в Новосибирск и Сарапул, другая часть оказалась в Ленинграде, включая 24 ящика с фарфором, стеклом и коврами, которые хранились в Исаакиевском соборе.
Судьба Петергофа во время войны была трагичной. Оккупация, бомбардировки и пожары нанесли комплексу колоссальный ущерб. Однако уже в 1944 году начались работы по восстановлению дворцово-паркового ансамбля. Это был долгий и кропотливый процесс, благодаря которому мы сегодня можем любоваться возрождённой красотой “русского Версаля” — символа невероятной стойкости и любви к культурному наследию.
Добавить комментарий