«Витька, ты что!? Хватит материться! Это же Пахмутова!!! Она из твоего мата песню сделает!»
Однажды, в середине 60-х годов прошлого века, композитор Александра Пахмутова вместе со своим супругом, поэтом Николаем Добронравовым, посетила город Полярный, который в основном был известен своей военно-морской базой. Им поручили создать проникновенную песню для подводников. Для творческого процесса для пары были созданы все условия: они выходили в море, погружались на подводной лодке. Однако мелодия никак не складывалась, и вдохновение не посещало Пахмутову.
В конце концов, композитор решила, что ей необходимо увидеть, как подводная лодка возвращается на поверхность. Возможно, это зрелище вдохновит её на создание лирической композиции.
Кто-то из местных чиновников откликнулся на её просьбу и сообщил: «В эту ночь одна лодка вернётся. Ждите на причале номер такой-то, в такое-то время».
Чтобы не упустить момент, Пахмутова пришла на причал заранее. Погода была типично северной — туманной и серой. Море шумело, волнуясь от порывов ветра, а прибой, разбиваясь о берег, напоминал о ритме её будущей песни. Одета она была в флотскую куртку с капюшоном, что придавало ей вид романтичного морячка. В бледных лучах полярной ночи её фигура выделялась на фоне тумана.
Внезапно, из густого тумана раньше запланированного времени показалась усталая подводная лодка. Обычно такое возвращение сопровождалось встречей, но в тот вечер матросы и офицеры, заметно задерживаясь, не спешили на причал. Командир лодки не был против весёлой встречи с оркестром и цветами, но, увидев одинокую фигуру на пирсе, слегка удивился. В то же время он понимал, что один опытный моряк на причале вполне справится с процессом швартовки. Нужно было только взять конец швартова и бросить его на кнехт.
Действие, как и сама швартовка, было простым: всего три минуты легкой работы на свежем воздухе. Поэтому командир через мегафон громко скомандовал: «Эй, на пирсе! Прими конец!» Однако пирс не реагировал. Лодка продолжала движение, и её нужно было срочно «привязать». После этого команда прозвучала с повышенной строгостью: «На пирсе! Прими конец, быстрее!»
Но моряк на пирсе оставался неподвижным, будто каменный идол, лишь хлопая глазами. Командир, уже весьма удивлённый такой негостеприимной встречей, изнемог от усталости и, воспользовавшись нецензурной лексикой, выразил всю свою ярость. Переведя его слова на литературный русский, можно сказать, что он негодовал по поводу усталости своего экипажа, который ждал у моря, пока нерадивые «береговые крысы» не организуются и не встретят их.
И тут, как по сигналу, к лодке подошли встречающие и исправили ситуацию. Но разозлённый капитан всё ещё продолжал ругаться, когда один из штабных офицеров обратился к нему: «Витька, хватит уже материться! Это же Пахмутова! Она весь твой мат на музыку положит!»
Так Александра Пахмутова наконец обрела вдохновение для создания своей новой песни. Так появилась на свет культовая композиция «Усталая подлодка»: «На пирсе тихо в час ночной, Тебе известно лишь одному… Когда усталая подлодка из глубины идёт домой…»
/Фото: Александра Пахмутова и Николай Добронравов/
В нашем новом паблике мы ежедневно публикуем фотографии и истории из эпохи СССР. Подписывайтесь, чтобы не упустить воспоминания о Советском времени.
Добавить комментарий