Великая княжна Мария Николаевна – третья дочь Николая II и Александры Фёдоровны.

Великая княжна Мария Николаевна – третья дочь Николая II и Александры Фёдоровны.

Вкусы у Марии были очень скромны, она была воплощённой сердечностью и добротой. У Марии был талант к рисованию, она хорошо делала наброски, используя для этого левую руку, но у неё не было интереса к школьным занятиям.

По словам генерала М. К. Дитерихса, эта юная девушка ростом (170 см) и силой пошла в дедушку — императора Александра III. Когда больному цесаревичу Алексею требовалось куда-то попасть, а сам он был не в состоянии идти, то звал «Машка, неси меня!»

Как и остальные сестры, Мария любила животных. У неё был сиамский котёнок; потом ей подарили белую мышку, уютно устроившуюся в комнате сестёр. В 8 лет, как и её сестры, Мария стала учиться. Первыми предметами были чтение, чистописание, арифметика, закон Божий.

Несколько позднее к этому прибавлялись языки — русский (преподаватель Петров), английский (Сидней Гиббс), французский (Пьер Жильяр) и, намного позднее, немецкий (фройляйн Шнайдер).

Преподавались императорским дочерям также танцы, игра на рояле, хорошие манеры, естественные науки и грамматика. Успехи у великой княжны были средние. Как и остальные девочки, она была способна к языкам, но свободно освоила только английский (на котором постоянно общалась с родителями) и русский — на нём девочки говорили между собой. Не без труда Жильяру удалось выучить её французскому на уровне «довольно сносном». Немецкий — несмотря на все усилия — так и остался неосвоенным.

Ей вторил генерал М. К. Дитерихс, который позже примет участие в расследовании гибели императорской семьи и слуг: «Великая княжна Мария Николаевна была самая красивая, типично русская, добродушная, весёлая, с ровным характером, приветливая девушка. Она умела и любила поговорить с каждым, в особенности с простым человеком. Во время прогулок в парке вечно она, бывало, заводила разговоры с солдатами охраны, расспрашивала их и прекрасно помнила, у кого как звать жену, сколько ребятишек, сколько земли и т. п. У неё находилось всегда много общих тем для бесед с ними. За свою простоту она получила в семье кличку «Машка»; так звали её сёстры и цесаревич Алексей Николаевич».

Софья Яковлевна Офросимова, фрейлина императрицы, писала о Марии с восторгом: «Её смело можно назвать русской красавицей. Высокая, полная, с соболиными бровями, с ярким румянцем на открытом русском лице, она особенно мила русскому сердцу. Смотришь на неё и невольно представляешь её одетой в русский боярский сарафан; вокруг её рук чудятся белоснежные кисейные рукава, на высоко вздымающейся груди — самоцветные камни, а над высоким белым челом — кокошник с самокатным жемчугом. Её глаза освещают всё лицо особенным, лучистым блеском; они… по временам кажутся чёрными, длинные ресницы бросают тень на яркий румянец её нежных щёк. Она весела и жива, но ещё не проснулась для жизни; в ней, верно, таятся необъятные силы настоящей русской женщины».

В нашем новом паблике мы каждый день публикуем интересные записи из личных дневников известных людей. Подписывайтесь, чтобы не потерять – Жизнь в дневниках


Опубликовано

в

от

Метки:

Комментарии

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *