Валентин Серов и его портреты представителей династии Романовых

Валентин Серов и его портреты представителей династии Романовых

Валентин Серов стал известным мастером портретной живописи и среди его клиентов оказались видные представители императорской семьи Романовых. Художник создал более десяти портретов членов этого рода.

***Портрет великого князя Михаила Александровича в детские годы***

Серов написал портрет молодого Михаила, на который император Александр III отреагировал словами: «Мишенька как живой». Работе удается запечатлеть мимолетный момент детства: на портрете Михаил предстаёт как подросток, уже практически по имеющемуся возрасту и задумчивом выражении лица у него все равно сохраняется нотка детской мечтательности. Мальчик одет в белую матроску, соответствующую моде конца XIX века, которую носили многие мальчишки того времени.

Эта картина послужила этюдом для группового портрета царской семьи, который заказали Серова. Художнику было выделено лишь три сеанса, во время которых Михаил вместе со своими сестрами Ксенией и Ольгой позировал ему. Оставшуюся часть портрета ему пришлось дорисовывать воображением. Для Серова это был нестандартный подход, так как обычно он уделял свои полотна месяцы, тщательно прорабатывая детали.

Групповая работа была впервые продемонстрирована публике в 1894 году в Борках, расположенных в Харьковской губернии. Церковь и часовня были построены в этом селе в честь спасения царской семьи в результате железнодорожной катастрофы. Портрет Александровых выставлялся в отдельном павильоне, и многие зрители, приняв его за икону, останавливались, чтобы преклониться. В настоящее время портрет Михаила находится в Государственном Русском музее.

***Портрет великого князя Павла Александровича***

Павел Александрович, шестой сын Александра II, служил генерал-адъютантом в лейб-гвардии Конного полка. На портрете он запечатлен в парадном мундире, а его денщик держит уздцы его коня. Цвета мундира князя (серебристый) и масть коня (вороной) создают уникальную визуальную игру, а взволнованный конь, переступающий с ноги на ногу, контрастирует со спокойной осанкой своего владельца.

Центральным элементом композиции является блестящая кираса Павла Александровича. Критики отмечают, что Серов блестяще передал в отражении своей живописи детали окружающего пейзажа. Портрет Павла Александровича получил золотую медаль на Всемирной выставке в Париже в 1900 году и в настоящее время хранится в Третьяковской галерее.

***Портрет Александра III***

Валентин Серов создавал образы Александра III несколько раз. Групповой портрет императорской семьи 1893 года стал единственным полотном, написанным при жизни монарха, а облик Александра III, запечатленный на картине 1899 года, художник воссоздавал по памяти, опираясь также на снимки, сделанные императорским фотографом Сергеем Левицким.

На полотне Александр III изображен величественным и добродушным, на фоне дворца Фреденсборг в Копенгагене. Он облачен в мундир почетного полковника датской Королевской лейб-гвардии, который ему было присвоено королем Кристианом IX в 1879 году. Во время визитов в Данию император всегда надевал эту офицерскую форму, включая треуголку с плюмажем и алый мундир, на котором можно увидеть как российские, так и датские награды. Серов несколько раз ездил в Данию для создания натурных зарисовок. Для портрета вместо самого императора позировал один из сержантов. Оригинал картины хранится в Копенгагене в офицерском фонде Королевской лейб-гвардии.

***Портрет императрицы Николая II***

В отличие от традиционных этюдов, портретные рисунки Серова, выполненные акварелью и карандашом, также являются самостоятельными произведениями искусства. Портрет Александры Федоровны показывает ее в трех цветах: черном, белом и красном, и построен так, что зритель воспринимает его снизу вверх, что делает императрицу более величественной. Она проходит мимо подданных с холодным и отстраненным выражением лица, отвечая на их знаки внимания. Одежда императрицы представлена плавными линиями, тогда как фигуры окружающих едва различимы, исполненные в резких и угловатых линиях.

Как иностранка, Александра Федоровна испытывала трудности в отношениях с придворными, и на официальных мероприятиях часто казалась сдержанной из-за стеснения при общении с незнакомыми людьми. Одно из таких мероприятий Николай II описывал в своем дневнике: «В 2 часа в Зимнем начался дамский безмен. 550 дам! Моя дорогая Аликс выглядела замечательно в русском платье». Рисунок императрицы Александры Федоровны можно увидеть в Государственном Русском музее.

Приглашаем вас подписаться на наш паблик о истории искусства, где мы ежедневно публикуем портреты и произведения великих художников. Не упустите возможность насладиться искусством с интересными фактами!


Опубликовано

в

от

Метки:

Комментарии

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *