Борис Кустодиев предложил певцу Федору Шаляпину написать его портрет. Причем непременно в шубе, в которой певец пришел к нему в гости.
Шаляпин вспоминал:
«- Ловко ли? – говорю я ему. Шуба-то хороша, да возможно – краденая.
– Как краденая? Шутите, Федор Иванович.
– Да так, говорю, – недели три назад получил ее за концерт от какого-то Государственного Учреждения. А вы, ведь, знаете лозунг: «грабь награбленное».
– Да как же это случилось?
– Пришли, предложили спеть концерт в Мариинском театре для какого то, теперь уже не помню какого – «Дома», и вместо платы деньгами али мукой предложили шубу… Пошел в магазин. Предложили мне выбрать. Экий я мерзавец – буржуй! Не мог выбрать похуже – выбрал получше.
– Вот мы ее, Федор Иванович, и закрепим на полотне. Ведь как оригинально: и актер, и певец, а шубу свистнул».
На втором плане, слева, Кустодиев по просьбе Шаляпина изобразил фигуры двух дочерей Шаляпина, Марию и Марфу, которых сопровождает Исай Дворищин, личный секретарь певца. У Марии на руках маленькая обезьянка.
Рядом с Шаляпиным на картине запечатлена собачка, настоящий любимец певца, бульдог по кличке Ройка.
Большие сложности возникли с этим персонажем портрета, об этом потом рассказывал сын Бориса Кустодиева:
«Любопытно было смотреть, как „позировала“ любимая собака Федора Ивановича — черно-белый французский бульдог. Для того чтобы он стоял, подняв голову, на шкаф сажали кошку, и Шаляпин делал все возможное, чтобы собака смотрела на нее».
Собаку отец рисовал дней пять, по часу в день. Она была дрессированная, когда Федор Иванович говорил: «Городовой!» — бульдог падал «замертво».
Изображенный на картине пес принадлежал младшей дочери Шаляпина от второго брака Марине — он подарил ей его на день рождения.
На мизинце у Шаляпина дорогой перстень. На нем одеты замшевые ботинки, сразу понятно, что не по погоде. И чтобы не поскользнуться и упасть на скользкой дороге, певцу приходиться облокачиваться на трость, выполненную из ценного дерева.
Кустодиев к времени написания картины был очень болен. Еще в 1911 году у него врачи обнаружили туберкулёз позвоночника.
Хирургическое вмешательство не помогло, и художник чувствовал себя всё хуже, а с 1916 года и все последние 15 лет был прикован к инвалидному креслу
Шаляпин приходил к Кустодиеву в его петроградскую квартиру на сеансы позирования, во время которых пел. А художник, работая над картиной, тоже подпевал ему.
А попутно шла работа в театре над постановкой оперы, ( над декорациями к которой работал Кустодиев) и Шаляпин сам на руках выносил Бориса Кустодиева, усаживал в специально добытый им каким-то образом грузовик, где умещалось инвалидное кресло, таким образом они приезжали в театр.
Картина была завершена в 1921 году, но целиком на нужном расстоянии автору так и не довелось увидеть ее.
Певцу его портрет понравился. Готовое полотно Федор Иванович забрал с собой. А потом, уехав из России, увез. Артист до самой своей смерти не расставался с этой картиной и ценил ее выше всех других своих портретов – за широту, размах и “русский дух”.
Портрет украшал парижскую квартиру Ф.И., а в 1968 г дочери певца передали его в дар музей – квартиру Ф.И. Шаляпина.
В Русском музее хранится уменьшенная авторская (то есть написанная самим Кустодиевым) копия полотна, а оригинал высотой более чем в 2 метра, на котором и Шаляпн, и собачка были изображены в натуральную величину, певец увез с собой в Париж.
Долгое время оригинал хранился в семье певца, а сейчас он находится в экспозиции Дома-музея Шаляпина в Санкт-Петербурге.
Если вам понравилась статья, то присоединяйтесь к нашей группе любителей искусства – История в искусстве
Добавить комментарий