Анна Ахматова… Это имя будто пришло к нам из какого-то другого, более遥远него времени. В её поэзии слышится тихий звук дореволюцио…

Анна Ахматова… Это имя будто пришло к нам из какого-то другого, более遥远него времени. В её поэзии слышится тихий звук дореволюционной России, сдержанная эстетика акмеизма и та загадочная сила женщины, скрытая под благородной утончённостью. Ахматова словно стала чуждой эпохе социалистического реализма и политических собраний. Однако ей суждено было провести большую часть жизни в условиях Советской власти, и её судьба с этим режимом оказалась полна paradoxов и трагедий.

Родившись в аристократической семье и получив образование в Царском Селе, а затем в Мариинской гимназии, она впитала в себя духовные основе старой России. Её стихи звучали в культурных салонах, стиль был запоминающимся, а голос — спокойным и чётким. Но в 1917 году пришла революция, и всё изменилось в одночасье. Новый режим пришёл быстро и жестоко, и уже в 1921 году трагедия постучалась в её дом: Николая Гумилёва, её бывшего мужа и отца её сына, арестовали и вскоре расстреляли.

Эта утрата стала прообразом её долгих страданий. С каждым годом её произведения подвергались всё большим остальным ограничениям. С 1925 года Ахматова была фактически исключена из литературы — на протяжении почти 15 лет её стихи не публиковались. В СССР активно строили социализм, а она сама таскала передачи в тюрьмы, записывая стихи в стол, сохраняя верность своим литературным устремлениям, пусть и на фоне затихнувшего света. В 1935 году арестовали её нового мужа Николая Пунина и сына Льва. Хотя они были освобождены, это было только временным облегчением. В 1938 году Льва отправили в лагерь на долгие пять лет. Тогда, стоя в толпе у ленинградских «Крестов», Ахматова начала работу над своим значимым произведением «Реквием».

Однако Советская власть оказалась непредсказуемой. В 1939 году Ахматову вновь приняли в Союз писателей, и её стихи начали публиковать. Затем началась Вторая мировая война, и Ахматову эвакуировали. Её снова стали чтить, ее стихи вновь были в печати, и внимание к ней стало заметным. Казалось, отношения восстановлены. В 1945 году в Москве она получила овации, народ слушал её как голос ушедшей эпохи.

Но затем пришёл Жданов. Его выступление в 1946 году стало настоящим ударом: «Не то монахиня, не то блудница» — неприязненно высказался он о ней, инициировав процесс её исключения из Союза писателей. Последовали новые аресты, её мужа Пунина и сына Льва. Пунин не пережил лагерную систему, а Лев, хотя и выжил, провёл непростительную часть жизни в заключении. В отчаянии Ахматова написала письмо самому Сталину с просьбой о милости. Ответа не последовало.

Ситуация вновь изменилась. После смерти Сталина пришло запоздалое признание её таланта. Льва освободили, а Ахматову снова стали печатать, приглашать на мероприятия, вручать премии. Она была удостоена литературной награды в Италии, а также получила звание почётного доктора Оксфорда. Ахматова символизировала стойкость и верность своему призванию. Её поздние стихотворения звучали тише, но глубже, обретая особую светлоту.

Напряжения её жизни отразились в последнем сборнике «Бег времени», вышедшем за год до её смерти. Анна Ахматова ушла 5 марта 1966 года — в тот самый день, когда ровно тринадцать лет назад покинул этот мир Сталин, чья власть создала ей столько горечи и страданий.

Таким образом, завершилась эта долгая, переплетённая противоречиями жизнь. История женщины, которую желали бы забыть, но не смогли. Ахматова осталась в памяти и в литературе, и, похоже, на всегда.

Присоединяйтесь к нашему паблику о истории искусства — мы ежедневно делимся интересными историями из мира искусства. Подписывайтесь, чтобы не пропустить вдохновляющие события и искусство с историей.


Опубликовано

в

от

Метки:

Комментарии

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *