Аделаида Симонович запомнилась как основательница русской дошкольной педагогики, открывшая в 1866 году первый в стране детский с…
Аделаида Симонович запомнилась как основательница русской дошкольной педагогики, открывшая в 1866 году первый в стране детский сад. В возрасте двадцати двух лет она вместе с мужем Яковом реализовала свою мечту, вдохновленную идеями, почерпнутыми во время их путешествия по Швейцарии.
Аделаида с раннего возраста стремилась к образованию. Она успешно сдала экзамены для работы домашней учительницей, но этого ей было недостаточно: она мечтала о высшем образовании. Однако в России женщин не допускали к университетам, и поэтому пара рвалась изучать новые идеи за границей.
Во время своей поездки по Швейцарии Аделаида увидела, как работают детские сады по методике Фридриха Фрёбеля. Счастливые дети, играющие на свежем воздухе, и высококвалифицированные воспитательницы произвели на нее яркое впечатление. Это побудило супругов Симоновичей вернуться в свою страну и создать аналогичный детский сад.
В Петербурге на тот момент существовало лишь два дошкольных дошкольных учреждения, и их популярность была невысокой. Сад Симоновичей принимал детей в возрасте от трех до восьми лет на платной основе.
Аделаида Симонович была убеждена, что воспитание детей до школы должно происходить не только в домашней обстановке, но и в детском саду. «С трёх лет дальнейшее пребывание в семье становится уже вредным для ребёнка, поскольку он нуждается в сверстниках для общения и игры», – утверждала она.
В ее саду группы были разделены на младшую и старшую. Воспитатели старались максимально много времени проводить на свежем воздухе, организовывали активные игры, целые выставки из картин и занятия по вышиванию. Аделаида внесла множество новшеств в идею Фрёбеля, включая изучение ремесел, народных песен и даже построение игровых моделей домов.
Она стремилась к всестороннему развитию детей: физическому, умственному и нравственному. Забо¬та об детях была для нее в первую очередь, и Аделаида уделяла особое внимание подбору воспитательниц – идеальные кандидаты должны были быть энергичными, ласковыми, спокойными и поистине заинтересованными в детях.
К сожалению, детский сад Симоновичей просуществовал лишь три года. Финансовые трудности вынудили супругов закрыть учреждение и переехать в Тифлис, где они открыли многонациональный детский сад.
Развитие детских садов в России шло медленно: к 1914 году в стране действовало всего 150 садов, и около четырёх тысяч детей их посещали. Однако после революции начался стремительный рост детских учреждений.
Через девять лет после переезда в Тифлис Аделаида вернулась в Петербург, но через пять лет её мужа не стало. В возрасте сорока лет Аделаида осталась вдовой. Не теряя энтузиазма, она переехала в Тверскую губернию, где организовала ясли при сельской школе.
В её усилиях появились школьная библиотека и летняя площадка для детей из крестьянских семей. Аделаида работала с этими детьми одиннадцать лет. «Работать с ними было значительно приятнее, чем с избалованными детьми богатых родителей. Меня восхищала их работоспособность», – делилась она. Ученикам в школе приходилось много трудиться самостоятельно, и в этом «механическом» процессе они проявляли невероятную стойкость.
Последние годы Aделаида Симонович провела в семье одной из своих внучек, и ушла из жизни в 1933 году, дожив до 89 лет. Несмотря на трудности, она смогла вырастить прекрасных детей и активно участвовать в воспитании внуков и правнуков, которые оставили самые теплые воспоминания о доме, наполненном добротой и творчеством. Идеи Аделаиды были восприняты многими специалистами в области дошкольного образования и продолжают использоваться до сих пор.
Каково ваше мнение о детских садах?
Мы создали новый паблик, где делимся интересными фактами из истории России времен Рюриковичей и Романовых. Подписывайтесь, чтобы не упустить важные события истории Российской империи!
Добавить комментарий